Об организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях России

События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, низкий уровень профессиональной подготовки специалистов, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в отличных опасных и чрезвычайных ситуациях пагубно отразились на состоянии здоровья и жизни людей.

В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, и выработку у них привычек здорового образа жизни. Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы могут быть изучены в специальном непрерывном курсе "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ). Впервые такой курс был введен в общеобразовательных учреждениях России в 1991 году. Целью курса является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье и неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.

В действующих учебных программах курса реализованы требования Федеральных законов "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об охране окружающей природной среды", "О безопасности дорожного движения", "О пожарной безопасности", "О гражданской обороне", "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе" и постановлений Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 43 "О федеральной целевой программе "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях" и от 24 июля 1995 года № 73К "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуации". Содержание курса включает теорию и практику безопасного поведения и зашиты человека в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Изучение курса позволяет обучающимся получить систематизированное представление об опасностях и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровья человека и выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Структурно программы курса ОБЖ состоят из трех содержательных линий: безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; основы медицинских знаний и здорового образа жизни; подготовка по основам военной службы. Учебные вопросы распределяются по концентрам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся и уровня их подготовки по другим основным образовательным программам. В настоящее время в Минобразовании России разработаны и утверждены временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования (приказ Минобразования России от 19 мая 1998 года № 1236) и обязательный минимум содержания начального общего образования (приказ Минобразования России от 19 мая 1998 года № 1235). В обязательном минимуме содержания начального общего образования основные вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности включены в содержание образовательного компонента "Окружающий мир", интегрирующего две области знаний - естествознание и обществознание. Обязательный минимум содержания более подробно раскрывается в примерной программе для четырехлетней начальной школы "Окружающий мир", разработанной Минобразованием России. В стадии разработки находятся требования к обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования, требования, предъявляемые к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) общеобразовательной школы. В этих нормативных документах учтены требования Федеральных законов "О гражданской обороне" и "О воинской обязанности и военной службе", которые были приняты в 1998 году.

Большое значение придается формированию у обучающихся здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим. В подготовленных примерных программах курса ОБЖ имеются некоторые отличия от ныне действующих программ. Например, и 9-и классе планируется дать обучающимся систематизированные знания и практические навыки безопасного поведения в образовательном процессе и в производственной деятельности, Правовые же вопросы, связанные с подготовкой к военной службе (как это предусмотрено действующими программами), из 9-го класса рекомендуется перенести в 10-й класс, включив их отдельно в курс ОБЖ. Изучение курса "Основы безопасности жизнедеятельности" в 10 - 11-х классах общеобразовательных распоряжений (государственных, муниципальных и негосударственных) организуется в соответствии с минимальными требованиями к уровню содержания среднего (полного) и общего образования и требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки выпускников средней школы. Проекты названных документов согласованы с Министерством обороны Российской Федерации и в полной мере отражают сущность Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" в программу курса ОБЖ для обучающихся 10 - 11-х классов введен раздел "Основы военной службы". Содержание курса ОБЖ на этой ступени общеобразовательной школы прежде всего направлено на подготовку обучающихся к военной службе и включает изучение следующих вопросов: основы обороны государства; воинская обязанность граждан; основные мероприятия гражданской обороны по защите населения; правовые основы военной службы, прохождение военной службы по призыву; прохождение военной службы по контракту; ответственность военнослужащих; военно-патриотическое воспитание; основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Действующими программами на изучение курса ОБЖ предусмотрено выделение не менее 2 часов в неделю 10-м классе и 1 часа в неделю в 11-м классе. В целях реализации требований Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе Минобразование рекомендует органам управления образованием выделять на изучение основ военной службы дополнительное время за счет вариативной части Базисного учебного плана. Обучение приемам строевой подготовки и выполнение упражнений по прикладной физической подготовке рекомендуются проводить на занятиях по физической культуре. Изучение вопросов огневой и тактической подготовки, выполнение начального упражнения стрельб, ознакомление с размещением и бытом военнослужащих, с организацией суточного наряда и караульной службы, а также с вооружением и военной техникой части осуществляется но время проведения пятидневных учебных сборов в конце 10-го года обучения, организуемых военными комиссариатами на базе воинской части или учебного подразделения РОСТО. На проведение сборов выделяется 40 часов учебного времени, предусмотренного программами ОБЖ. Составной частью подготовки по основам военной службы и одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений признано стать патриотическое (военно-патриотическое) воспитание обучающихся. Главной задачей патриотического воспитания является формирование на примерах отечественной истории, культурных ценностях и традициях личности гражданина-патриота. Кризис в сфере воспитания, отсутствие мировоззренческо-идеологических основ и единых концептуальных положений в патриотическом воспитании требуют осмысленного подхода в применении различных форм и методов воспитательной работы, использование межпредметных связей и усиление воспитательной роли уроков гуманитарного цикла в образовательном процессе. Логическим продолжением программы ОБЖ во внеурочное время является участие обучающихся во Всероссийском детско-юношеском движении "Школа безопасности", в работе различных кружков, секций и клубов военно-патриотической направленности. Наряду с введением новых форм и методов воспитательной работы необходимо использовать положительный многолетний опыт в организации оборонно-спортивных лагерей старшеклассников, лагерей юных спасателей, туристических походов и слетов, детских игр и соревнований. Действующие программы курса ОБЖ предусматривают изучение в 10 и 11-и классах одних и тех же вопросов одновременно дня девочек и юношей. Учитывая, что изучение основ военной службы является обязательным для юношей и добровольным для девушек, в новых программах курса ОБЖ по отдельным темам целесообразно предусмотреть деление класса на две группы: девушек и юношей. Деление классов на две группы предусмотрено нормативными документами. В 10-м классе время, выделенное на проведение пятидневных учебных сборов (40 часов), может быть использовано для проведения раздельных занятий с девушками по программе, направленной на Формирование понятий нравственного и физического здоровья женщин. В настоящее время разработаны две такие программы. Минобразование России рекомендует в каждом классе основной и средней общеобразовательной школы обучение по курсу ОБЖ заканчивать подготовкой и проведением Дня защиты детей. Освоение программ курса ОБЖ в 10 и 11-м классах заканчивается итоговой аттестацией выпускников. Выпускники имеют право в качестве экзамена по выбору сдавать экзамен по ОБЖ. В аттестат о среднем (полном) образовании обязательно выставляется итоговая отметка по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности". В аттестат об основном общем образовании выставляется отметка по этому предмету, если он преподавался самостоятельно. Одной из нерешенных проблем в организации преподавания курса ОБЖ является отсутствие необходимого количества квалифицированных педагогов. По данным Госкомстата России, в настоящее время на 65 тыс. общеобразовательных учреждений России приходится около 25 тыс. преподавателей ОБЖ. Преподавание вопросов безопасности жизнедеятельности в начальной школе целесообразно поручить учителю начальных классов, в основной школе - учителю-предметнику или преподавателю-организатору ОБЖ, в средней (полной) - преподавателю-организатору ОБЖ, должностные обязанности которого утверждены постановлением Минтруда России от 17 августа 1995 года № 46. В настоящее время Минобороны России с участием Минобразования России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации, определяющего порядок подготовки граждан к военной службе. После принятия этого постановления Минобразование России подготовит соответствующее разъяснение об организации обязательной военной подготовки в образовательных учреждениях России. Подробную информацию, касающуюся преподавания основ безопасности жизнедеятельности, можно получить на страницах учебно-методического журнала "ОБЖ. Основы безопасности жизни". Управление общего среднего образования Образование в документах № 21'98

Основы безопасности жизнедеятельности

WEB-сайт преподавателя-организатора ОБЖ МОУ СОШ №2 р.п.Тамала Пензенской области
 
www.yandex.ru
Hosted by uCoz